Газета "Аудитория" Самое читаемое

Майкл Каннингем: «Да, мы испуганы происходящим, мы нервничаем, но продолжаем писать романы»

kaninВ рамках проекта «Книжный клуб РГГУ» 17 ноября состоялась встреча студентов уни­верситета с современным американским писателем, лауреатом Пулитцеровской премии Майклом Каннингемом. Участни­ки события получили уникальную возмож­ность непосредственно задать известному автору свои вопросы. Беседа проходила на английском языке с синхронным перево­дом для желающих.

Среди произведений Майкла Каннинге­ма наибольшей популярностью пользуются романы «Плоть и кровь», «Дом на краю све­та» и «Часы», известные широкой публике по одноименным экранизациям. Глубокие и противоречивые персонажи, запутан­ные отношения, неожиданные повороты сюжета – эти черты творчества американ­ского прозаика вызывают неизменный ин­терес аудитории и порождают множество споров. Для поклонников беллетристики Каннингема, как и для тех, кто знаком с его романами лишь по экранизациям, в написании сценариев к которым прини­мает участие сам автор, встреча оказалась очень ценной. Дискуссия вышла далеко за рамки литературы и затронула актуальные проблемы современного общества.

Поводом для визита Майкла Каннин­гема в наш университет стала презента­ция его новой книги «Начинается ночь», вышедшей на русском языке за неделю до мероприятия. Это история про торговца искусством, постепенно пришедшего к осознанию своей мечты, – найти художни­ка, который сможет создать что-то по-на­стоящему красивое. «Это, наверно, самая простая из моих книг, – делится своим ощущением автор. – Предыдущие вещи были более замысловатыми, в них были такие персонажи как, например, женщи­на-ящерица с другой планеты. Вэтой кни­ге женщин-ящериц нет». Сюжет романа выстроен вокруг современного искусства, однако в основе его лежат размышления о человеке и его отношениях с окружающи­ми. Это роман об утраченной гармонии и попытках вновь обрести ее, которые пред­принимает герой книги, о покинушей его жизнь красоте, о запутанных отношениях семейной пары, полных простых челове­ческих эмоций.

Майкл Каннингем не считает, что де­лится с читателями житейской мудростью: «Этой мудрости у меня, собственно, и нет». Он считает, что писатель прежде всего ду­мает о том, что лучше или хуже для создан­ных им персонажей, но не может знать, что лучше или хуже для читателя. Писа­тель подробно остановился на истории со­здания образа Вирджинии Вульф, которая фигурирует в романе «Часы». Именно за это произведение в 1999 году американс­кий прозаик удостоился Пулитцеровской премии, а Николь Кидман, исполнитель­ница роли британской писательницы, завоевала премию «Оскар». Читая книгу, трудно поверить, что ее написал мужчина – история трех женщин разных поколений рассказана настолько убедительно и про­никновенно, что заставляет усомниться в расхожем мнении об извечном взаим­ном непонимании между мужчинами и женщинами. «Впроцессе работы над ро­маном меня терзали сомнения, может ли мужчина писать о великой феминистке, но, несмотря на неуверенность в успехе, я принял решение довести дело до конца», – рассказывает Каннингем.

Особый интерес присутствующих вызва­ло отношение автора к экранизациям его книг. Каннингем охотно поделился своей точкой зрения: «Конечно, я с радостью вос­принимаю идею экранизации романа. Это замечательно, что созданные мной харак­теры получают дальнейшее развитие. Тем не менее, я заранее готовлюсь к разочарова­нию, ведь в голове у автора всегда намного больше, чем он может выразить на бумаге». Каннингем считает, что это здорово, когда роман продолжает самостоятельное сущес­твование, трансформируется в другие виды искусства. Писатель не склонен отстаивать неприкосновенность и неизменность сво­их творений и положительно относится ко всяческим экспериментам. Фильм «Часы» Стивена Долдри ему понравился, в особен­ности его восхитила игра исполнительниц главных ролей – Джулианны Мур, Николь Кидман и Мерил Стрип.

Отвечая на вопросы присутствующих, писатель рассказал о своих предпочтени­ях в литературе и любимых авторах. «Их, наверно, больше ста. Но одной из самых значимых книг для меня стала “Анна Каренина” Льва Толстого, – поделился со слушателями Майкл Каннингем и доба­вил, – Толстой сосредоточивается на чем-то человеческом, очень естественном. Он чувствует своих героев, хотя никогда не был женщиной и не прыгал под поезд».

Присутствующие интересовались свя­зью между работой и вдохновением в пов­седневной жизни писателя. Каннингем поделился своим секретом успеха: «Быва­ют дни, когда все замечательно, и ты мо­жешь написать несколько глав, но иногда понимаешь, что не получается написать ни слова. Ты смотришь на текст, написан­ный вчера, и не веришь, что сочинил это. Втакие дни я заставляю себя как минимум час просидеть за компьютером и написать хотя бы одно предложение». Американс­кий писатель также рассказал о том, как и когда он начал писать. Каннингем при­знался, что в колледже много занимался музыкой, но в какой-то момент наступило разочарование. Осознание того, что ты не можешь просто делать то, что хочешь, ста­ло большим испытанием. Тогда он решил попробовать себя в литературе, и, судя по всему, не безуспешно. Писатель говорит, что в колледже встречал много более талан­тливых ребят, чем он сам. Но они не были «так одержимы жизнью», ее созданием с помощью слова, ручки и бумаги. Каннин­гем считает, что умение работать, докапы­ваться до сути, вкладывать себя в дело – это дар: «Как говорила великая женщина Ме­рилин Монро, “я не была самой красивой, самой талантливой, но я хотела добиться успеха больше, чем все остальные”».

Каннингем признается, что у него ни­когда не получалось писать стихи, одна­ко, он читает много стихотворных произ­ведений: «Большинство своих особенно плодотворных дней я начинал с чтения какого-нибудь поэтического сборника». На вопрос, как к нему приходит вдохновение, Канингем признался, что не имеет како­го-то сокровенного источника творческой силы: «Яобычный человек, как и все брожу по улицам, встречаюсь с друзьями. Вдох­новение – это момент, сцена, это человек, выглядывающий из окна, да что угодно».

Участники встречи затронули несколь­ко социальных тем, которые волнуют се­годня очень многих. Когда речь зашла о национальном и этническом разнообра­зии в Америке, Каннингем сообщил, что именно об этом он планирует написать следующую книгу. Одну из главных про­блем своей страны он видит в одержимос­ти нормальностью, представлением о том как нужно жить, и его столкновением с усложняющейся социальной реальностью. Финансовые и политические потрясения последних лет оказывают на традицион­ное американское общество угнетающее действие. Тем не менее, со свойственным ему оптимизмом автор заявляет: «Да, мы испуганы происходящим, мы нервнича­ем, но продолжаем писать романы».

Канингем рад, что его читают и любят в России. Он считает, что каждый иност­ранный читатель привносит в произведе­ние свою историю, культуру, особенности восприятия. «Это лучшее, что может слу­читься с писателем – когда его герои нахо­дятся в Америке (в моем случае), а люди, читающие роман на другом конце света, понимают их и находят в себе те же мысли и эмоции. Если бы описанные мной герои были непонятны иностранным читателям, я бы признал, что потерпел неудачу».

Аудитория, в которой проходила встре­ча, с трудом вместила всех желающих по­общаться с известным писателем – многим пришлось сидеть в проходах.

Галина Заржецкая, Мария Гопошко

"Аудитория РГГУ" № 74, 2011 г.