Русские помощники американских преподавателей

flickr.com/dsoncolrelУже не первый год Международный отдел РГГУ проводит конкурс, по итогам которого российские студенты на период весеннего или осеннего
семестра отправляются в Dickinson College в США (Карлайл, штат Пенсильвания). Участники программы едут туда не просто как «студенты по обмену», а как Overseas Student Assistants, то есть как помощники преподавателей. Это значит, что помимо учебы они участвуют еще и в проведении уроков, лабораторных занятий и мероприятий для американских студентов, изучающих русский язык. Dickinson College предоставляет своим студентам широкие возможности: набор самых разных узкоспециализированных учебных курсов, преподавательская деятельность, поддержка любых творческих инициатив и различные формы проведения досуга. Но самое главное – при желании каждый студент найдет в колледже то, что придется по душе именно ему.

Любой индивидуальный опыт уникален, поэтому мы попросили Александру Савраеву, Галину Калашникову и Александра Гейнца рассказать о том, как проходила их учеба в колледже, и какую пользу извлекли из нее лично они.

Александра Савраева: Из направлений учебы я выбрала немецкий, основы бизнеса, international organizational behavior, writing English и уроки фортепиано. Что касается организации учебного процесса, то я оценила очень четкие требования и крайне интересные задания, ориентированные на работу в группе. Мы жили в кампусе, и так как сам Карлайл очень маленький, то все друг друга знали. И студенты, и сам колледж постоянно проводили вечеринки – это здорово всех сближало. В конце курса студенты оценивали своего преподавателя. Если у кого-то из преподавателей плохие оценки, то его могут уволить. Мне очень понравилась эта равноправная демократическая система.

Я очень дорожу теми знаниями, что мы получили за время программы. Многих из тех курсов, которые мы посещали, в российских университетах попросту нет. Мне удалось получить уникальные навыки общения и работы в группе. Помимо этого, я научилась преподавать, развлекая студентов, и подавать информацию так, чтобы быть понятной. Многие вещи по экономике я теперь представляю гораздо лучше. Я подтянула свой немецкий и, конечно, английский. Это очень важно при моей нынешней работе в международной компании, где необходимо составлять множество текстов на английском.

Галина Калашникова: У меня было два предмета по creative writing: проза и поэзия, а также британское кино и общество. Творческое письмо дало мне совершенно другое видение английского языка. Я начала относиться к нему как к материалу, из которого можно что-то лепить. Сначала было очень страшно, потому что нужно было писать художественные тексты. Каждую неделю мы отсылали стихи, а в прозе сочиняли две истории за семестр. Позднее все написанное обсуждалось в группе. Преподаватели призывали не бояться публичного разбора текстов, и ребята были очень суровы друг с другом, не стеснялись в выражениях и высказывали все, что думали. Мне такая прямота и открытость импонировала. Благодаря курсам по creative writing я поняла, что действительно люблю писать. На основе курса по британскому кино я готовлю курсовую работу. Многие фильмы, которые там показывали, у нас еще даже не выходили в прокат.

Колледж арендует маленький театр в Карлайле, и мне удалось поучаствовать в театральной пьесе. Это было как раз по моей специальности, так как я театровед. Я исполняла одну из ролей в постановке гоголевского «Ревизоре». Целую неделю шли настоящие репетиции на сцене.

Еженедельно в колледже проводились показы русских фильмов. Ленты подбирались в зависимости от выбранной тематики на семестр. В этот раз была выбрана тема «Культ личности», и поэтому центральным событием стал показ фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. На ура были приняты «Стиляги» Валерия Тодоровского.

В колледже я преподавала русский язык для американских студентов, а сейчас преподаю английский в Москве. Если ученики спрашивают меня, как американцы говорят в действительности, мне есть, что ответить, потому что я научилась разбираться даже в американских диалектах. 

Александр Гейнц: Мы с товарищем узнали об этой программе от своей научной руководительницы и решили себя попробовать. Для начала сдали тест TOEFL, потому что это было одним из требований, потом прошли собеседование с двумя американскими студентами и собеседование с русской представительницей Дикинсон колледжа. И уже по итогам этих этапов отбора принималось решение о том, кто поедет.

Система обучения значительно отличается от нашей. Там ты выбираешь предметы сам, и их не так много, как у нас. В колледже действует система кредитов. Один предмет может засчитываться как целый или как полкредита, если это, к примеру, физическая культура или рисование. Прежде чем получить диплом, студент должен набрать определенное количество кредитов по своей специальности. Каждый семестр студенты, исходя из своих желаний и возможностей, выбирают свою квоту. Можно взять пять и более предметов, для иностранных студентов минимум составляют три предмета. Я выбрал четыре: современные методы социологии, литературный английский, испанский и еще один предмет по истории – маленькие государства в международном кризисе. Как видите, курсы довольно узкоспециализированные, что, как мне кажется, существенно отличает их от нашей системы образования, в большей степени рассчитанной на развитие общего кругозора, навыка поиска информации и ориентации в жизни и в профессии. Продолжительность занятий, как правило, составляет один час, но при этом очень много заданий дается на дом. Интенсивность курсов выше, поскольку меньше их общее число.

А еще профессора в Америке вроде как на службе у студентов. В любое время к ним можно зайти и обсудить любую проблему – по учебе или в жизни. Меня удивил этот стиль общения со студентами на равных. После того как мы завершили курс, наш преподаватель по социологии господин Шуберт пригласил всю группу в бар. Там мы общались абсолютно непринужденно. Раньше я видел это только в фильмах, но оказалось, что это чистая правда.

Еще три раза в день был шведский стол, что для меня, как большого любителя покушать, было очень важно (смеется). Я оплачивал только билеты и оформление визы, проживание и питание входили в программу. За семестр мне на карточку перечислили 1000-1200$.

В сентябре будет проходить отбор на программу весны 2012 года. Принять участие в ней может каждый. Главные условия – достаточное знание английского языка и большое желание. Начать подготовку к стажировке надо как минимум за семестр. Получить полную информацию о программе, процессе подготовки, условиях участия вы можете в Международном отделе РГГУ.

Отдел международного сотрудничества Управления международных связей РГГУ,

Миусская пл., д. 6, главное здание, каб. 302.

Тел. +7 (499) 250-65-31.

 

"Аудитория РГГУ" № 70, 2011 г.