Какой студент не любит кино? Киносеминары Андрея Шемякина

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, сегодня можно считать столь же риторическим, что и знаменитое гоголевское «какой русский не любит быстрой езды?». Улицы пестрят афишами премьер, телевидение рассказывает о последних киноновинках, однозальники и мультиплексы наполнены зрителями. Кино стало неотъемлемой частью нашей культурной и повсед­невной жизни, а кинотеатры излюбленным местом развлечения и отдыха. Влияние кинематографа на жизнь общества бесспорно, высказываются даже предположения о его воздействии на политику и экономику.

С точки зрения повседневности посещение кинотеатра можно назвать своеобразным ритуалом, способом поддержания статуса и образа жизни горожанина. Отмечая колоссальное значение кинематографа, мы с неизбежностью приходим к вопросу о том, что нам на самом деле о нем известно? Каким бывает кино, кем оно создается, какова история этого культурного феномена и кто влияет на его развитие? Ответы на эти и другие вопросы теперь можно получить на семинарах кинокритика, филолога, директора учебно-научного центра «История и экранная культура», ведущего научного сотрудника НИИ киноискусства, специалиста по документальному кино, а также автора и ведущего телевизионной программы «Документальная камера» на телеканале «Культура», Андрея Михайловича Шемякина. Вот уже не первый год Андрей Михайлович проводит свои семинары, посвященные авторскому кино. На них он рассказывает о великих людях и знаменательных событиях в мире киноискусства, о том, как и при каких обстоятельствах были сняты великие картины прошлого и как они повлияли на судьбы своих создателей и развитие мировой культуры.

На уже состоявшихся встречах Андрей Михайлович успел рассказать о такой выдающейся и сложной фигуре, как Андрей Тарковский. Наследию великого кинематографиста был посвящен семинар «Творчество Андрея Тарковского в контексте зарубежного кино 50-х – 80-х годов». В продолжение спецкурса Андрей Шемякин представил новый цикл лекций, который стартовал 15 февраля этого года. Встречи будут проходить каждый вторник в 273 аудитории. Двери семинара открыты для каждого, кто неравнодушен к кинематографу.

На очереди в ряду заслуживающих интереса фигур мирового киноискусства – Роберт Олтман (1925-2006). Классик американского кинематографа, единственный в США обладатель главных наград большой тройки – «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя», Олтман является самым «не голливудским»режиссером Америки. Всю свою творческую жизнь он бросает вызов «Мекке кинематографа», высмеивает ее стандарты и штам­пы, пародирует излюбленные сюжеты, деконструирует привычные мифы. «Говорить о Роберте Олтмане – все равно, что говорить обо всем кино», – считает Андрей Шемякин, и в этом он безусловно прав. Обсуждать Олтмана можно бесконечно, чем, собственно, Андрей Михайлович и будет заниматься на своем семинаре «Творчество Роберта Олтмана в контексте перехода от классического к “Новому” Голливуду».

Не будут прерваны и ставшие привычными встречи по пятницам. Здесь Андрей Шемякин продолжит говорить на тему «Авторское кино на рубеже столетий и стратегия Каннского кинофестиваля». Это предпоследний курс об авторском кино, на котором будут обсуждаться такие режиссеры, как Кустурица, Триер, Джармуш, Линч, Антониони, Бергман и другие. Цикл встреч завершится в следующем полугодии спецкурсом о послевоенном авторском кино «Немые авторы и современность». Этот курс будет посвящен связи традиции немого кинематографа с исканиями современных независимых авторов, «реабилитации» классиков «великого немого» в кинематографе последних десятилетий.

Мила Айсберг

"Аудитория РГГУ" № 68 (март), 2011 г.